"Игра года, летящая на крыльях ночи" — рецензия от eurogamer.net [перевод]
Рецензия на «Batman: Arkham City»
Если разобраться, то игра-то — ролевая. Не потому, что игрок получает опыт, набирает уровни и совершенствует боевые навыки при помощи улучшений, нет. Это ролевая игра в буквальном смысле слова, игра, дающая игроку возможность жить в выдуманном мире жизнью, состоящей из драк на крышах и полётов над ними. Анимация, механика передвижения, добивания — всё складывается в цельную картину. В «Arkham City» игрок становится Бэтменом.
И превратиться в Тёмного Рыцаря легко, частично из-за великолепной подготовительной работы в виде «Arkham Asylum», обозначившей не только силу персонажа, но и его хитроумие и контролируемый гнев, и частично из-за того, что мы с вами все и так были Бэтменами ещё со школы.
Спальни и чердаки были нашими пещерами. Мы мечтали о том, чтобы подвесить на краю крыши небоскрёба тех, кто гонял на своих сраных велосипедах по тротуару. Клялись отомстить за смерть родителей, которые были вполне себе живы-здоровы и сидели в соседней комнате, шумно обсуждая не завёдшийся с утра
«Я должен стать порождением ночи!». Твои слова, Брюс. Мы годами были Бэтменами, чего никто не замечал. «Arkham City» просто убрал неловкость, став не только игрой про Бэтмена, но и симулятором Бэтмена, эдаким исполнением заветных желаний.
В принципе, только игры и могут так исполнять желания, создавая дворы, улицы и целые кварталы, погрязшие в преступности и готических тайнах. Завязка проста: бывший надзиратель Архэмской психлечебницы стал мэром Готэма и превратил городские трущобы в филиал дурдома. Отрезав их от города сторожевыми вышками, прожекторами и колючей проволокой, психов выпустили на территорию от Бауэри до Преступного переулка, известного сами-знаете-чем, и старого полицейского участка. Под всевидящим оком доктора Хьюго Стрэйнджа заключённые начали собираться в банды и делить зоны влияния.
В этот клубок натянутых отношений и хрупких союзов врывается Бэтмен, и перед игроком разворачивается насыщенный сюжет комикса в духе «Hush» или «The Long Halloween», составленный из коротких и резких сцен, любой поворот которого можно простить, если только он ведёт к новому прибамбасу или появлению нового суперзлодея.
«Rocksteady» не стесняется пользоваться тем, что у Бэтмена не только биография отличная, но и набор противников. В «Arkham City» засветилось чудовищно много персонажей, от опаснейших звёзд основной кампании до странных гостей из побочных заданий. И в этом нет ровным счётом ничего плохого, учитывая то, какие это персонажи.
Лучших из них «Rocksteady» переделала на свой лад, внеся в их канонические образы некоторые изменения. Как в первой части Джокер внезапно оказался ведущим смертельного реалити-шоу, так во второй Пингвин стал неопрятным бандитом с донышком пивной бутылки вместо монокля, мистер Фриз — таинственным и трагичным в своём скафандре-холодильнике, а Хьюго Стрэйндж — одновременно угрожающим и уязвимым: гипнотизирующий голос сочетается со взвешенными манерами. Иногда ему даже начинаешь симпатизировать.
Впрочем, главный герой игры — сам город. Если в «Arkham Asylum» детально рассматривалась психика Брюса Уэйна, то в продолжении на первый план вышло прошлое Готэма и прогнозы относительно его будущего.
По сути, весь сюжет — пересказ
Внешне же город именно таков, каким вы всегда хотели видеть Готэм: грязный снег и мусор, лучи прожекторов и покосившиеся здания в викторианском стиле. Он забит под завязку призами от Загадочника, лучшие из которых теперь представляют собой хитроумную головоломку с нажимными плитами, электрическими лабиринтами и использованием управляемых бэтарангов, и пасхальными яйцами для самых внимательных фанатов. Вон там стоит театр «Монарх», рядом с которым застрелили Томаса и Марту Уэйнов. А вот тут можно заметить край плаката, оставшегося после предвыборной кампании Харви Дента. Я в него верю.
Другими словами, если «Arkham Asylum» была похожа на «Metroid» своими замкнутыми пространствами и сложной смесью постепенного открытия участков и повторного их прохождения, то продолжение смахивает на «The Legend of Zelda» — быстрое движение вперёд при наличии немногим ограниченной свободы, где знаковые здания Готэма выступают в роли подземелий, а улицы заменяют поля Хайрула.
На улицах есть ещё случайные стычки, десятки предметов для сбора и неплохая подборка побочных заданий, каждое из которых использует известное имя и интересную игромеханику. Парите ли вы в небесах, выискивая останки жертв маньяка, или носитесь от одной телефонной будки к другой, пытаясь отследить зашифрованный звонок, вашему вниманию всегда будет, на что отвлечься.
И это сложно не сделать. К примеру, призы в виде вопросительных знаков, которые раньше просто давали пару достижений и улучшений, теперь открывают целую мини-кампанию. И далеко не только Загадочник из всей архэмской братии настолько вырос в глазах игрока.
Однако по-настоящему удивляет не ассортимент персонажей, а перемещение по миру. В «Arkham Asylum» был настолько удачно вписанный в игру Бэтмен — непобедимый в драке, бесполезный под огнём, одинаково спокойно планировавший бой и осматривавший место преступления — что легко было забыть о его второй стороне. Теперь же «Rocksteady» выдало игрокам и её, поместив Бэтмена туда, где ему самое место, — в ночное небо.
Конечно, в первой части тоже можно было парить и пользоваться гарпуном, но там были жёсткие ограничения. Парение, например, кроме завораживающего прыжка с утёса работало лишь краткой прелюдией к близкому контакту каблука с рожей. Здесь же оба элемента вышли на передний план. Было добавлено ускорение при помощи гарпуна, зашвыривающее Бэтмена прямо в небо, и открытая местность, над которой реально можно парить на плаще. Внезапно игра превратилась в товарку «Crackdown» и «Just Cause 2», в которых удовольствие получаешь просто при перемещении по миру. Это одно из самых клёвых, редко реализуемых и важных удовольствий, которые только может принести любая игра.
Для пущего удобства при увеличенных масштабах на верх экрана прицепили радар и дали игроку возможность самому расставлять маркеры на карте, отображающиеся, разумеется, в виде бэт-сигнала. И то, и другое исчезает при переключении в режим сыщика, что не позволяет игрокам и в этот раз покласть болт на работу художников над текстурами. Помощь при перемещении реально понадобится.
Да, в «Arkham City» нет огромного открытого мира, даже если учитывать все внутренние помещения, доступные в основной кампании, но зато мир сложен и наполнен тайнами. После четырёх дней обшаривания города я всё ещё находил что-то новенькое, а лучшие мгновения в игре зачастую те, где всё спокойно, где Бэтмен крадётся по крышам, слушая непрекращающуюся болтовню преступников внизу. Иногда сложно не чувствовать себя величайшим сыщиком планеты на боевом дежурстве, выискивающим среди шума ту зацепку, что даст ему повод действовать.
Бэтмен умеет прыгать бомбочкой и бить по земле, что напоминает о Грибном королевстве из «Mario» и даёт предположить, что Альфред в своё время купил молодому господину Брюсу «SNES». Даже если не обращать на это внимания (как и на то, что гарпун, по сути, это стреляющий крюк из «Zelda», и на кучу других отсылок к Линку и Сэм), при игре в «Arkham City» всё равно останется чувство, что таким мог бы быть Тёмный Рыцарь, создай его «Nintendo», а не «DC Comics».
Дело не столько в конкретных моментах, сколько в общем отношении. «Rocksteady» делает игры примерно так же, как «Nintendo», — игрок никогда не получит штуковину, которая годится только для чего-то одного, перед ним никогда не поставят унылую безрадостную цель, даже если нужно просто пройти по улице. Главное, чем «Arkham City» походит на игры «Nintendo», — нельзя сказать, что было создано первым, игровой мир, персонажи или игромеханика, всё гармонично сочетается друг с другом.
Если чего в игре и нет, так это неожиданности. В «Arkham City» нет ничего, что могло бы побить великолепные откровения и игру с игроком из первой части (хотя и есть кое-что на том же уровне), да и самое главное ощущение того, что кто-то наконец сделал игру про Бэтмена, которую лицензия обогатила, а не изуродовала, тоже сложно повторить. Вместо новизны игрок получает улучшение: лучше стали боссы, анимация, сам игровой процесс теперь требует большей работы головного мозга.
Размен стоящий. Боевая система, одна из лучших частей оригинала, обогатилась новыми здоровскими анимациями, новыми видами противников, новыми добиваниями, приёмами и лёгким доступом к техническим приспособлениям. Более того, сами эти приспособления были переработаны и улучшены. Тросомёт теперь позволяет менять направление по ходу движения, превратившись из забавной замены мосту в необходимую часть хорошей ночи в Бауэри, а новинки включают в себя дистанционный электрошокер и замораживающую гранату, работающую одновременно средством выведения противников из боя и перемещения в некоторых участках. Альфред однажды говорит: «Вам понадобится пояс побольше». Если так пойдёт и дальше, нам-то точно понадобится геймпад побольше.
То и дело появляется Женщина-Кошка, как в кампании, так и в некоторых своих побочных заданиях. Чтобы поиграть за неё, нужен доступ в Интернет, но от Бэтмена она отличается не так уж сильно. Дерётся чуть изящнее, быстрее и жёстче, а передвигается при помощи хлыста, пробежек по крышам и ритмичного нажимания кнопок при лазании по домам.
Испытания, к вящей радости, тоже остались на месте, так что доступ к зубодробительным боям и скрытной охоте на преступников у игрока есть всегда. На этот раз испытания связаны в цепочки вроде мини-кампаний, в каждой из которых есть особые модификаторы. Так, можно включить ограничение по времени или отобрать все прибамбасы. Просто аркадный рай рейтинговых таблиц.
Рай посреди ада, хе-хе. Тюрьмы, убийцы, психопаты… «Arkham City» состоит из мрачных вещей, но при каждом погружении кажется побегом в иной мир, где действия игрока могут спасти чью-то жизнь, а сам он решителен, агрессивен и не ведёт разговоров в стиле «Ладно, перечисли пять лучших шоколадок кроме «Mars»».
Окончена ли история? Вряд ли. «Rocksteady» точно знает, когда опускать занавес, но игра похожа на мрачный второй акт или середину трилогии. Если так и есть, остаётся лишь увлечённо гадать, какой фортель разработчик выкинет в следующий раз.
Сначала нам подарили героя. Теперь — идеальное место действия для него. А заодно вычеркнули одну из самых сложных вещей в моём списке планов на будущее, расположившуюся прямо между «Встретиться с
«Стать Бэтменом». Есть.
Оценка: 9/10.
«Batman: Arkham City» выходит 21.10.2011 на «PlayStation 3» и «Xbox 360» и в ноябре на ПК.
Перевод авторский.
Благодарность за предоставленный материал — mchammer.
Благодарность за вычитку — Soth.
Благодарность за поддержку — Sinmara.